» Вейкбординг

wakeboardingНазвание «вейкборд» происходит от английских слов «wake» — кильватерная волна катера, и «board» — доска. Вейкбординг представляет собой вид  экстремального спорта, сочетающий в элементы воднолыжного слалома, прыжки и трюки. По популярности вейкбординг давно уже опередил водные лыжи.

 

Особая конструкция доски дает возможность легко держаться на воде и легко  из нее выходить. Для фиксации ног на верхнюю поверхность вейкборда устанавливаются крепления. На дне располагаются специальные плавники, которые делают катание стабильнее и легче.

 

Длина доски может лежать в пределах от 120 до 147 см. Узкие вейкборды более скоростные, более маневренные, отлично входят в повороты. Широкие же доски ввиду большей поверхности сцепления с водной поверхностью обладают большей устойчивостью и лучше выходят на волну при совершении прыжков. Чем больше по размеру плавники, тем более устойчива доска, но при этом она менее маневренна.

 

Крепления для ног бывают двух типов:

 

— Сандалии – крепления, регулирующиеся под любой размер ноги. Иногда имеют задники, фиксация ноги при это ненадежна;

 

— Ботинки со шнуровкой –  чаще для профессионального спорта, подбираются с учетом конкретного размера. Отлично фиксируют ногу.

 

Катер, как правило, используется с глубокой посадкой, широким корпусом, мощным двигателем и специальной формой дна, которая создает волну, идущую от кильватерной струи. Катер, двигаясь со скоростью 30-40 км/ч и обладая дополнительным балластом на своем борту, оставляет после себя волну, которую вейкбордер использует в качестве трамплина. Райдер обладает возможностью исполнить в прыжке множество разнообразных трюков.

 

Вейкборд был изобретен ленивыми серферами. Серфя вдоль берега, они пользовались автомобилем в качестве буксира. Один из этих серферов, калифорниец Tony Fin, прикрепил к доске ремни для удобства и назвал ее «скарфер». Herb O`Brian, собственник воднолыжной компании H.O. Sports, пытался придумать, как поменять используемую в воднолыжном слаломе монолыжу в лучшую сторону . Как результат, на свет появилась широкая доска с обрубленным носом и килем, состоящая из углеродного волокна или стеклопластика, и образовался вейкбординг как вид нового спорта.

 

O`Brian, как и другие американские фирмы, набросился на производство и реализацию вейков. В наши дни можно насчитать более двадцати производителей вейкборд-оборудования, основой которого выступает доска (wakeboard), а также крепления (bindings).

 

Вейкборды бывают трех видов: для фристайла (freestyle), где главное – трюки, для фрирайда (freeride), т.е. для свободного катания, и для смешанного катания – олэраунда (all around). В вейкборде очень важен изгиб вейка. Большой изгиб доски облегчает приземление после прыжка, более маленький облегчает движение вейкборда на скорости. Выбирают доску также в зависимости и от веса спортсмена: чем больше вес, тем более длинный должен быть вейкборд. Возможный минимальный и максимальный вес указывается на маркировке на каждой конкретной доске. Вейкборд обычно снабжается съемными плавниками (килем) разного размера, которые также меняют устойчивость райдера на воде: больший киль дает большую стабильность, меньший же дает удобство при поворотах.

 

Крепления обычно делятся на классические – на шнурках спереди, подобно тем, что у ботинок (их минус в том, что их довольно долго и неудобно надевать), и с откидывающимся задником (пяткой), в сноуборде эти крепления называются flow. Крепления в вейкбординге не должны затягиваться очень сильно, так как в случае сильного падения, вейкборду нужно соскользнуть с ног. Однако современные модели креплений повторяют ботинок для сноуборда и сидят жестче.

 

Жилеты для вейкбординга бывают из нейлона и из неопрена. Нейлоновые хорошо держат райдера на воде, но в погруженном состоянии нейлоновый жилет, как правило, поднимается к самому подбородку и порой мешает старту. Самый удобный вариант – неопреновый жилет с длинной молнией, т.к. жилет совсем без молнии или же с короткой очень долго снимается.

 

Вейкборд – хоть не дешевый, но зато наименее травмоопасный экстремальный спорт, набирающий большую популярность в стране. В вейкборде не бывает жестких падений и переломов, лишающих желания и возможности двигаться дальше. Однако, при этом  не нужно пренебрегать шлемом и другой защитой. Вейкбордингу можно учиться круглый год, стоит лишь поменять летнюю доску на зимнюю и приобрести одежду для холодного времени года.

 

Практика обучения начинающих вейкбордингу говорит, что 60 % новичков встают на доску на первом же занятии. Крайне ошибочно мнение, что для занятий вейкбордингом необходимо иметь очень сильные руки и ноги. Существуют три главные ошибки на выходе из воды, которые часто допускает начинающий райдер:

1 — сгибает руки и с силой тянуть трос на себя (руки нужно держать прямыми);

2 — поднимает целиком вейкборд из воды (приподнимать нужно только носовую часть доски);

3 — пытается выпрямить целиком ноги, не выходя из воды (нужно оставаться сидя на корточках на вейкборде).

 

Если после нескольких первых попыток у вас не получилось встать, попросите отдых и подумайте, что именно от вас требуется сделать. Во-первых, человек быстрее учится кататься, когда начинает представлять себе этот процесс в голове, а во-вторых, появятся свежие силы, и наблюдая, как катаются ваши друзья, вы можете увидеть и свои ошибки. В случае, если вам неудобно стоять на доске, просите поменять угол креплений доски под вашу стойку, и заднюю ногу передвинуть чуть-чуть назад, к корме доски.

 

Кататься можно не зависимо от температуры воздуха, для настоящих вейкбордистов главное не солнце, а на прочие природные факторы, к примеру, гладь воды. Для сохранения тепла во время катания существует гидрокостюм. Костюмы с толщиной материала в 2-3 мм можно надевать и в жаркую погоду. Гидрокостюм толщиной 3-5мм предназначается для холодной погоды.

 

Первые шаги в катании на вейкборде правильнее всего делать вместе с инструктором на буксировщике. Новички часто не могут вставать на доску из-за того, что вначале пробуют кататься за лебедкой. В этом случае возможность плавного старта не дает резкий рывок.

 

Еще одним минусом лебедки является то, что большую часть времени райдеры проводят в очереди, поэтом и цена катания на лебедке более низкая. Кататься на вейкборде, конечно, лучше всего за катером компанией, состоящей из нескольких человек. Цена за аренду дорогостоящего катера в таком случае будет более приемлемой.