» Выбор кайтового бренда
Сейчас насчитывается более 70 различный фирм-производителей кайтов, однако наибольший интерес для нас представляют не более, чем 2-3 десятка брендов, которые производят надувные кайты, и которые представлены на рынке нашей страны, или доступны к заказу из-за границы. Стоит сделать небольшой экскурс в историю развития кайтов и их производителей, чтобы увидеть за что именно мы переплачиваем при покупке кайта определенного бренда. Возможно, таким образом мы поможем вам решить вечный вопрос – чьи же кайты лучшие?
История развития кайт-брендов
В истории кайтовым брендов можно выделить два этапа: кайты С-тип (период до 2006г.) и гибриды (период после 2006).
Эра С-типов заняла период примерно 1999-2006 годов. Количество кайтсерферов в то время было небольшим, так как те С-типы ставили ограничения для физической подготовки райдера, а само обучение было трудоемким, долгим и опасным. Эти факторы сдерживали развитие кайтбординга, который принадлежал к экстремальным видам спорта, и поэтому рынок был не слишком велик. В то время немногие могли позволить себе производить кайты, это были либо виндсерфовые бренды, либо кайтовые, но у которых хватало средств на разработку.
Еще одна особенность того времени была в том, что сделать хороший С-кайт было сложно и трудоемко, а так как катались в основном достаточно профессиональные райдеры, то плохой кайт был замечен сразу, и пробиться в массы плохо сделанному кайту было очень трудно.
Благодаря этому стечению обстоятельств, немногочисленный рынок был занят несколькими основными производителями: Cabrinha, North, SlingShot, Naish,Wipika. Остальные были мелкими или местными производителями, которым никак не могли тягаться с серьезными наработками лидеров.
Эра гибридов началась примерно в 2006-2007 году, и тогда все изменилось. Гибридные кайты принесли простоту в кайтсерфинг и относительную безопасность, сделали его доступным для многих и не таким опасным и тяжелым в плане экстрима. Начиная с этого времени, рынок стал увеличиваться вдвое каждый год.
Кайты-гибриды были довольно просты в разработке, и конструктивные просчеты и недоработки неудачных моделей обычный или начинающий кайтсерфер мог и не заметить. Особенно в условиях катания в сильный ветер на маленького размера кайтах: можно и не успеть понять, что кайт чем-то плох. Качество хорошо чувствуется при использовании больших кайтов (от 14кв. и больше) и в слабый ветер: тут видны все недоработки и ошибки в проектировании.
Таким образом, сегодняшний быстро развивающийся рынок позволил занять свою нишу в бюджетном сегменте тем брендам, которые раньше этого сделать бы не смогли. Теперь возможно быстро и недорого разработать кайт, сэкономив на мелочах (невысокое качество тканей, защиты, отсутствие вампампа, простенькая фурнитура). Закономерно, что при хороших продажах в дальнейшем эти бренды стали больше вкладываться в разработку, подтягивать качество, рекламу и прорайдеров, и, как следствие, их цена на кайты стала догонять лидеров в этом бизнесе.
Брендовые кайты
Именем «брендовые кайты» назовем тех, кто практически создал мировую индустрию кайтбординга и до сих пор остается лидером по цене, качеству, новым инновационным разработкам. И, хотя в наши дни много достаточно дорогих кайтов, стоимостью выше 1500$, брендовыми кайтами принято по-прежнему считать Naish, North, Cabrinha, SlingShot. Правда, в парафойлах тоже есть свои лидеры. Почему много кайтеров отдают предпочтение именно им?
— Это широко известные марки, дающие лучшее качество, серьезные разработки в аэродинамических характеристиках, а не просто делающие такой кайт, который может летать.
— В линейке у этих брендов множество кайтов на любой вкус и предпочтения, а не одна-две модели на все случаи жизни.
— Использование самых последних технологий, у них все кайты давно качаются из одного клапана, обладают механическими чикенлупами, усиленными стропами, максимально простыми планками.
— В интернете много информации по их разработкам, и можно без труда определиться с нужным вам кайтом.
— Бренды не занимаются маркетинговой ерундой, и внедряют только необходимые и проверенные технологии, неприжившиеся или ненадежные – убирают.
— Кайты имеют длинный жизненный цикл, то есть, купив один раз брендовый кайт, можно забыть на два, а то и на три года о покупке нового.
— Их кайты очень ликвидны. Можно их легко и быстро продать, при этом потеряв минимум денег.
— Уровни кайтов разных брендов можно приравнивать к их модельным годам. Например, при одинаковой цене, кайт Cabrinha 2011 все-таки лучше Naish 2010. Но нельзя таким образом сравнивать брендовые кайты с другими фирмами. Там, возможно, все наоборот.
Среднеценовые кайты
Сюда отнесем тех, кто стал популярен немного позже, после 2006 года. Хотя эти производители совсем не новички, но они не дотягивают до уровня брендовых по некоторым пунктам. Часть из них была мелким производителем кайтов С-типа, кто-то вырос из некайтовых брендов, к примеру, досочных, третьи вообще недвано создались, с нуля.
Из популярных и знакомых всем: Best, Liquid Force, F-One, Ozone, Flexifoil, Nobile, Ocean Rodeo, Takoon и другие.
И хотя в 2006-2008 годах их качество было довольно посредственное, то в последние годы наблюдается заметное улучшение. Все-таки, видимо, рынок диктует свое. Эти бренды все довольно известные и обладают достаточным уровнем качеств, однако их нельзя пытаться сравнивать между собой. Каждый из производителей индивидуален, также как и его продукция.
Здесь никогда нельзя быть уверенным, что чем дороже кайт, тем он лучше и качественней. Кайты здесь нужно подбирать индивидуально, бывает, что кайт прошлого года намного удачней, а бывает, что более недорогой кайт одной фирмы лучше и качественнее другого, при этом в следующем модельном году всем может быть наоборот.
Информации по этим кайтам в сети заметно меньше, и выбирать сложней. Если кайтер уже привык к брендовыми кайтами, то, чаще всего он на остальные просто не обращает внимания, разве что в случае очень приемлемой цены. Все-таки цены на их кайты ниже, и это особенно видно по вторичному рынку.
Данные производители много обращают внимания на маркетинг и продвижение разных особенностей и «примочек». Брендовым кайтам этого всего не нужно, итак ясно, кто на рынке лидер. А конкуренция в среднеценовом сегменте крайне серьезная. Таким образом могут появляться разные глупости, вот пара примеров:
— Тонкий передний баллон, призванный уменьшить лобовое сопротивление, а на самом деле требующий более сильной накачки для поддержки профиля, и в результате — быстрый износ ткани кайта и швов, перекачка баллонов и взрывы. Этим грешили, например, Gaastra и Best.
— Ocean Rodeo делает отверстия в своих кайтах, и этим больше никто не занимается. Трудно объективно обосновать или опровергнуть эту систему, но то, что она работает на парапланах и парафойлах, еще не значит, что на водных кайтах тоже придется кстати.
— Также многие делают специализированные кайты с доминирующей одной характеристикой, например, очень сильной тягой или супер быстрым разворотом. Это, конечно, хорошо, но не стоит заявлять, что этот кайт — самый совершенный и на любые случаи жизни, и что вам он не может не понравиться. По крайней мере, не стоит верить таким смелым заявлениям.
Поэтому еще раз повторимся, что в этой группе кайтов каждый нужно рассматривать в отдельности, и не утверждать, что кайты одного бренда лучше кайтов другого.
Бюджетные производители
Бюджетные фирмы – это новички на рынке, проходящие этап становления, который среднеценовые бренды преодолели 5-6 лет назад. Часто все начинается с выпуска недорогих простых кайтов и в минимальной комплектации. Если продажи пойдут, то они будут развиваться дальше. В общем-то, здесь добавить нечего: если вы только пробуете себя в спорте и кайтинге и не планируете серьезно расти в этом сфере, возможно, вы обратите внимание на бюджетный вариант. Цена таких фирм редко превышает 1000$. Хотя, в нашей стране она все-таки выше 1000$.
Бюджетные производители – это Advance, Blade, Concept Air Caution, Core, EH, Eclipse, Griffin, Genetrix, Starkites, Kite Factory, Royal, Wainman Hawaii и прочие.
Конечно, советовать тут что-то нельзя, потому что каждый выбирает не только по своим желаниям и уровню катания, но и по финансовым возможностям. Поэтому, анализируйте свои нужды и предпочтения, читайте, изучайте, пробуйте на себе, и – мы уверены – найдете себе идеальный кайт. Удачи на воде!