» Виды кайтов и их особенности
Все кайты делятся на различные группы, согласно своим конструктивным особенностям. Расскажем об основных существующих конструкциях кайтов с небольшим описанием по каждому виду, чтобы определить иерархию и историю появления, в помощь новичкам. Итак, все существующие модели кайтов делятся на две большие группы: баллоники и парафойловые кайты.
Парафойловые кайты
Эти кайты внешне очень похожи на парапланы. Применяются они в основном в лэндкайтинге (маунтинборд, баггинг и другие) и в сноукайтинге.
С технической стороны, парафойлы – совершенные кайты, их аэродинамические характеристики на порядок превосходят даже самые новые модели баллоников. Однако, в воде эти кайты не очень практичны и почти не подходят для этих условий. Это происходит потому, что для воды необходимо совершенно другая тяга и немного другие характеристики.
Из всего ассортимента парафойлов для катания на воде можно, пожалуй, выделить только кайты Flysurfer. Это единственные модели, на которых можно заниматься кайтбордингом на воде. Так, 17 размер кайта и большая доска для лайт-винда позволят вам уже при ветре 2 м/с серфить по идеальной водной поверхности. Никакой из баллоников на это не способен. Впрочем, и по прочим характеристикам кайт Flysurfer на две головы выше любого баллонного кайта. Однако, есть свои нюансы. Во-первых, Flysurfer стоят заметно дороже, требуют обширной площадки для запуска и для посадки, и кроме того, эти кайты не выносят турбулентного ветра из-за деревьев и зданий. Хоть они и не тонут моментально, даже в маленькой ветровой волне, просто так положить их на воду в любом месте и дрейфовать – нежелательно и проблематично. Иными словами, эти кайты не очень практичны.
Парафойловые в свою очередь тоже подразделяются на разные виды. Они бывают на планке, на ручках, клапанные и бесклапанные, фрирайд, фристайл, гоночные, бывают советские недорогие и зарубежные дорогие (разница, естественно, есть). Но это тема для отдельной статьи про классификацию парафойловых кайтов. Для нас больший интерес представляют кайты с надувным каркасом.
Надувные кайты
Это привычные для всех кайты с надувным каркасом: баллоники, водные кайты, надувастики – названий много. Этот вид рассмотрим более подробно. Все нынешние баллоники можно разделить на 2 основные группы: кайты без расстроповки (С-тип) и кайты с расстроповкой по переднему баллону.
Кайты С-типа (без поддержки по переднему баллону)
Почему-то эти кайты получили распространение в самом начале 2000-х годов, а названия «С-тип» раньше и не было. Все кайты именовались просто кайтами. А термин «С-тип» возник в обиходе в 2006-м году с появлением первых коммерческих кайтов с подкупольной расстроповкой. Теперь этот тип ассоциируется с трудными в управлении, спортивными и очень экстремальными кайтами, которые не прощают ошибки. Этот термин используют многие производители в названиях и в описаниях кайтов с подкупольной расстоповкой, для придания своим кайтам «крутости и спортивности», однако, в большинстве случаев, это все лишь маркетинг. Об загадочных характеристиках С-типа поговорим в следующий раз, это материал для отедельной, боле подробной статьи. А пока рассмотрим этот тип в общих чертах.
Ключевая особенность кайтов С-типа – крепление строп непосредственно к ушам (краям) кайта, без наличия дополнительных строп на куполе. Этот способ делает все кайты практически идентичными по форме, так как физически не возможно сделать их разными. Да, немного отличались, какой-то был шире и короче, какой-то уже и длиннее, но принципиально они были одинаковыми. Сравнивали их по таким особенностям, как «аспект, относительное удлинение», то есть соотношение ширины и длины. Но это уже не так уж важно.
Сейчас таких кайтов меньшинство. В теории, конечно, у них немного уже ветровой диапазон, чуть труднее перезапуск, трудней кататься в сильный ветер. Однако, на практике все это как раз наоборот. Современные кайты С-типа – это не с-кайты прошлых лет, а то, что обязательно нужно приобрести после одного сезона езды на плоскоарочнике.
С-типы, в свою очередь, также можно поделить на 4-х стропные кайты и с поддержкой 5-й стропы.
4-х стропные С-кайты – это кайты с классическим спортивным нравом. Они могут комплектоваться 5-й стропой, но она не несет важной функциональной нагрузки и нужна для упрощения перезапуска и помощи еще в некоторых моментах. Т.е., эта стропа выглядит провисшей. Вспоминается самый яркий представитель — кайт Slingshot Fuel.
5-ти стропные С-кайты – это кайты с 5-й стропой, которая поддерживает профиль кайта, таким образом делая кайт более дружелюбным в передоз, но при этом теряется основной смысл и весь драйв С-типа.
Гибриды (кайты с поддержкой по переднему баллону)
Еще эти кайты называют плоскими кайтами, плоскоарочниками, некоторые эту группу называет «гибридами», в противоположность С-типам.
Гибриды имеют подкупольные стропы, которые поддерживают весь передний баллон. Стропы собираются в 4 или 5 уздечек, к ним и подсоединяются сами стропы. Это самый многочисленный сегмент кайтов.
Несмотря на то, что история этих кайтов начинается в 90-х года, реальные коммерческие кайты появились в 2006-м, их вывела на рынок Cabrinha под именем «Bow-кайты». Однако это название было запатентовано, многие бренды решили не приобретать патент братьев Леганю и просто-напросто изменили некоторые конструктивные элементы. И стали называть эти кайты «Гибридами», то есть уже и не С-тип, но, при этом, и не Bow. Много экспериментировали, создавая кайты-гибриды, которые могли переделываться в 5-ти стропные С-типы и т.д. Короче говоря, так на свет и появились такие названия, как Гибрид, SLE, Sigma и прочие.
Сейчас же названий стало еще больше. Теперь модно в эти названия добавлять что-то от С-типа, например, Delta-С-shape, Open-C. Хотя повторимся, что ничего общего с первоначальными С-типами эти модели кайтов не имеют.
На самом деле, все эти кайты имеют одну общую конструкцию – это кайты с подкупольной расстроповкой. Принцип поддержки баллона во многих точках крепления строп дает возможность придать кайту любую форму, тем самым создавая множество конструкций. А все остальное – лишь маркетинг, и серьезно к этим названиям относиться не стоит, необходимо рассматривать отдельно особенности моделей кайтов, тестировать их и выбирать то, что вам нравится.
Поэтому всю группу кайтов с подкупольной расстроповкой можно назвать гибридами. Это слово правильно отображает функциональную суть этих кайтов:
— Во-первых, как уже было сказано, в 2006-2008-х годах. под гибридом понимали что-то среднее между С-кайтом и Bow, но сейчас это сравнение не уместно и уже устарело.
— Во-вторых, хотя конструктивно эти кайты похожи на С-тип, с функциональной точки зрения они являются симбиозом С-кайта и парафойла. От кайтов С-типа они наследовали простоту в конструкции и практичность на воде, от парафойловых – легкий запуск за заднюю кромку, приличный ветровой диапазон и дипауэр.
Может быть, правильнее было бы все кайты поделить на три больших группы, именно по функциональному признаку: парафойлы, С-типы и гибриды. Однако, сути это не изменит.
В принципе, данная информация не нова для опытных райдеров, и ее можно было написать и в 2006-м году, но она остается актуальной до сих пор. Единственно, что за последние годы весьма расширился список названий плоских кайтов.