» Способы обучения кайтингу

кайт_обучениеЧуть более 10 лет назад кайтсерфинг только начинал развиваться в России и Украине. В основном им стали заниматься серферы, так как обучения не было как такового, и лишь единицы могли себе позволить учиться за границей. Однако, имея навыки хождения на серфборде и немного здравого смысла, большинство серферов сами научились управлять кайтом. Принципы хождения по ветру одинаковы, разница, по сути, только в управлении. Но сейчас ситуация давно уже изменилась. Количество заинтересованных этим видом спорта заметно увеличилось, так как новые технологии и оборудование упростили обращение со змеем, поэтому количество учителей и кайт-школ также не стоит на месте.

 

Условно учителей кайтинга можно поделить на три группы: зарекомендовавшие себя кайтш-колы, продавцы кайтовых марок, инструкторы (школы) с IKO-сертификатами. Все они предлагают различные условия, программы, а также стоимость обучения, и могут проконсультировать вас в области существующего на рынке оборудования. Давайте разберем все немного подробнее.

 

Вариант первый (и правильный). Обучение в школе кайтинга

 

Кайтшколы есть в Анапе, Санкт-Петербурге, Сочи, Веселовке, Ставрополе и много где еще в России. При опкупке полного курса обучения, вы получитее личного инструктора, который станет вашим ангелом-хранителем, пока вы не научитесь возвращаться на точку старта. Он будет бегать (или плавать на скутере) за вами и вашем кайтом по всей акватории, все объяснять, показывать и страховать. На программе обучения хочется остановиться поподробнее.

 

У различных  школ программы обучения довольно похожи, хотя, техники исполнения, разные. Вы обязательно пройдете главные внештатные ситуации, чтобы потом иметь представление о пути выхода из них.

 

Условно можно разделить эту программу на три этапа:

 

— Основной. На первом этапе происходит моральное становление человека как кайтсерфера. Все начинается с управления пилотажкой, затем взрослым змеем, потом техника «бодидраг» (имитация езды, только без доски). Однако далеко не все так просто. Отрабатываются также всевозможные внештатные ситуации, различные аварийные приземления в разных условиях погоды (бодидраг при сильном ветре, при слабом ветре), разные виды перезапуска (а их примерно с десяток) в зависимости от ветра, типа кайта, того, как змей упал, где он находится и пр. И конечно, много говорится о безопасности.

 

На первом тапе инструктор всегда рядом, стоит за вашей спиной, чтобы все контролировать. То есть вначале вы должны научиться тому, как правильно поступить, когда останетесь наедине с кайтом в середине акватории. Частично инструктор будет вами немного управлять через связь по рации, но все равно, большинство работы вы далее будете делать сами. Поехать бывает несложно, если поставить ученика в нужную позу, в правильных погодных условиях, и через полчаса уже можно случайно прокатиться пару метров. Но что делать  после? Поэтому этот этап и называется основным, так как раскрывает всю логику управления кайтом.

 

— Вставание на доску, первые метры. Довольно несложный этап при условии правильной погодны и правильно подобранном оборудовании. Но может занимать больше времени, потому что каждая ошибка выйдет в 30-100 м слива по ветру. Здесь инструктор тоже бегает по суше и ловит вас ниже по ветру, стараясь постепенно приучить к приземлениям самостоятельно.

 

— Езда по ветру и вырезание против ветра. Этот последний этап требует просто практики и времени. Тут важно научиться возвращаться на базу при любых погодных условиях (и внезапных тоже). Базу знаний и навыки вам уже дали на предыдущих этапах, здесь уже только практика и разбор ошибок на берегу или по рации. Именно на то, как проходит этот этап, больше всего влияют личные качества кайтера.

 

По наблюдениям, первые два этапа обычно занимают около 30% всего времени обучения, а в денежном и трудовом выражении – около 70% от общей стоимости. Здесь также возникает вероятность повреждения оборудования. Первые этапы – это больше труд инструктора, последний же этап зависит от способностей ученика. К примеру, если на первом этапе не пройти все внезапные погодные условия и перезапуски, то третий этап может растянуться во времени.

 

Вывод. За вполне реальную сумму вы получите неограниченное время обучения и своего ангела-хранителя, будете иметь представление об оборудовании и о своих личных предпочтениях в стиле катания, сами сможете подобрать себе снаряжение, предварительно его протестировав.

 

Вариант второй. Инструктаж

 

Возможно, вам приходилось слышать такое: «При покупке у меня комплекта оборудования получите обучение бесплатно (или почти бесплатно)». Во-первых, вы не имеете никакого представления об оборудовании, и есть шанс купить совсем не то, что нужно, особенно б/у.

 

Во-вторых, в процессе обучения за вами никто бегать не будет, так как вы обучаетесь на своем оборудовании, которое скорее всего, повредите (99%). Целью будет – не научить всему, что было упомянуто выше, а просто тронуться и поехать по ветру.

 

Судите сами, какова ответственность продавца: несколько лекций, немного послепродажного сервиса, и все. Денег конкретно за обучение у вас никто не берет, поэтому вы никаких претензий предъявить не сможете. Стоимость обучения не закладывается в стоимость проданного снаряжения, поскольку поток учеников случайный, а ценовая конкуренция высокая. Такого рода инструкторы часто обитают в районе кайт-школ, но непостоянно. То есть, постоянного места работы у них нет, и при случае какой-то неприятной ситуации – они не причем. Продавцы приезжают и уезжают, а кайт-школы остаются, и на них ложится вся ответственность.

 

Конечно, этот вариант до сих пор актуален, поскольку много тут заложено в природе человека. Заплатить за что-то неосязаемое, ждать, что нам там что-то покажут и расскажут — часто это многим сделать труднее, чем купить сразу все снаряжение и получить курс бесплатных лекций.

 

Вариант третий. IKO

 

IKO переводится как Международная ассоциация кайтбординга. Пожалуй, единственная, которая стандартизировала и классифицировала умения кайтбордеров. Каждому ученику выдается карточка, в которой отмечено все то, что он умеет. Причем, для получения этой карточки необязательно уметь кататься, довольно пройти курс пилотажки на суше. Пригодиться эта карточка может, наверное, только за границей: в прокатных центрах вам должны сделать скидку на прокат снаряжения. На русских станциях возможно брать в прокат оборудование и без этой карточки, а вот кое-где в Европе вам могут ничего дать, обязав пройти курс обучения.

 

Получить сертификат инструктора IKO сможет любой желающий, кто научился стабильно резаться против ветра и контролировать свои прыжки.

 

Обучение по данной системе самое безопасное, но, при этом, самое длинное, поскольку предполагает отработку многих нюансов и требует много времени, особенно для теории на берегу. Это было придумано на Западе, так как практически всегда там есть вероятность, что завтра будет дуть. А в наших широтах этой вероятности нет. Поэтому, часто, многие прикрываются сертификатами, но по факту упрощают процесс обучения до первого варианта, описанного выше. Поэтому обладание таким сертификатом – это полезный, но не очень важный аргумент.