» Планки для кайтов и их взаимозаменяемость

планкаВ настоящее время все больше фирм-производителей продает кайты без планок. Бывает, что у покупателя появляется желание приобрести еще один кайт подешевле и сэкономить при этом на планке управления. Разберем более подробно эти ситуации.

 

Современные тенденции в производстве кайтов таковы, что улучшаются с каждым годом, в основном, только купола кайтов, а планки модернизируют только раз в несколько лет. Ведущие мировые бренды давно уже выпускают отличные планки: они очень удобные, с продуманной страховкой и депауэром, механическим чикенлупом,. Менее известные бренды или новички на рынке комплектовали свои кайты, как правило, простейшими планками с тряпичными чикенлупами, множеством ненужных «примочек» и веревочек. Лишь в 2010-2011 годах все перешли на качественные, надежные и конструктивно простые планки.

 

Многие компании продают только купол. Новый кайт без планки стоит заметно дешевле. Если вы уже обладаете одним комплектом, и вам требуется еще один размер купола кайта, и при этом есть потребность сэкономить, то такой вариант неплох. Поэтому попробуем разобраться, какие планки и с чем можно использовать.

 

Разные фирмы-производители и модельные года

 

Можно ли поставить планку одного бренда на кайт другого? Да, можно. Принципиально никакой разницы в строении планок нет, и вы можете использовать ее с разными брендами, при условии, что убедились, что длины строп у родной и у новой планки приблизительно одинаковые. К примеру, родная стропа длиной 22 метра, а подобранная – 20 метров. В случае, если новые стропы будут длиннее, увеличится тяга у кайта, но быстрота реагирования уменьшится, и при этом кайт станет более стабильным. Многие часто используют как раз этот эффект для более комфортных прыжков и трюков. И, наоборот, в случае уменьшении длины строп, тяга кайта тоже уменьшается, он становится более маневренным. Этот эффект уменьшения тяги кайта широко используется на этапе обучения кайтсерфингу (при 10-ти метровых стропах).

 

Естественно, если кайты и планки – одного бренда, а еще лучше — одного модельного года и ряда, то все компонуется легко и не требует никакой доработки. Это при условии, что размеры купола не сильно отличаются (кайты будут отличаться только шириной планки). Однако, если все разное, то придется немного повозиться.

 

Размер планки

 

Самый важный параметр — длина планки. Если установить слишком короткую планку, то будет недостаточный рычаг для управления и кайт будет плохо реагировать; если поставить слишком большую – тоже не очень хорошо, тогда кайт будет чересчур чувствителен (вплоть до утери контроля над ним). Наверное, это самый важный критерий, и его нельзя изменить, поэтому желательно ставить нужный размер. Для этого необходимо посмотреть в описании кайта, какой указан рекомендуемый размер планки. Как правило, чем меньше площадь у кайта, тем меньше нужен размер планки, но у разных типов кайтов свои размеры, поэтому лучше посмотрите рекомендуемые планки. В нашей реальности, когда не существует возможности найти эту информацию, приходится пробовать опытным путем подбирать планку от неродного производителя к конкретному кайту. Делать нужно это крайне осторожно, в полностью безопасном месте и, желательно, на мелководье, и быть при этом готовым к непредвиденным обстоятельствам и возможному отстрелу кайта.

 

5-ти стропная планка

 

Все из вышесказанного относится к 5-ти стропным планкам тоже. Крайне не рекомендуем использовать 5-ти стропные планки с 4-х стропными кайтами и наоборот. С подстройкой правильного соотношения длины строп лучше всего будет обратиться к опытным людям, спрашивать подобные советы на форумах будет практически бесполезно.

 

депауэрДлина дипауэра

 

У разных типов кайтов свои величины хода планки, однако, планки гибридов все же не отличаются большой разницей в размерах центральной веревки. Поэтому все планки гибридов взаимозаменяемы.

 

А вот кайты С-типа имеют короткий ход планки, и на них можно поставить планки с длинным ходом с гибридов. Планку же с классического С-типа на гибрид установить будет сложно. Как одно из исключений, если вы катаетесь на последнем SlingShot Fuel, то планку этого кайта можно ставить и на гибриды. Причем стоит учесть то, что некоторые нынешние С-типы производители комплектуют планкой с длинным дипауэром, потому что так дешевле.

 

планкиНаличие блоков на планке

 

Это тоже весьма важно. Некоторые кайты созданы для планок, на концах которых присутствуют блочки, через которые продеваются управляющие стропы. Если у вас планка с блочками, то ее все же можно поставить на кайт, который изначально для этого не предназначен, но для этого предварительно переделав ее в безблочковый вариант. И соответственно, планку без блоков устанавливать на кайт, не предназначенный для этого, не стоит.

 

Другие доработки

 

Излишнем будет упоминать, что все требует перенастройки, необходимо настроить соотношение длины тяговых строп (передних) и управляющих, чтобы кайт обладал правильными летными характеристиками, то есть не был чересчур открыт ветру и не терял свою тягу, и не очень закрывался к ветру, заваливаясь при этом при натянутой на себя планке задней кромкой назад.

 

Регулировка дипауэра «триммер» может находиться как вверху, так и внизу планки. Силовые стропы могут быть соединены в одну, иногда и вместе с пятой стропой. Некоторые бренды могут делать одинаковые петли для привязывания силовых и управляющих строп, что тоже потребует переделки.

 

Технология замены 4-х стропной планки

 

1. Выбираем стропы по длине, близкой к оригиналу.

 

2. Проверяем, что длина центральных строп равна длине управляющих строп. Для этого связываем вместе свободные концы центральных строп и управляющих в одной точке, фиксируем их. Потом разматываем все стропы целиком, натягивая их, держа за чикенлуп. При отпущенном дипауэре и натянутой до упора вниз планке, длины управляемых и центральных строп должны быть одинаковыми. Если их длины немного отличаются друг от друга, и поправить эту разницу возможно дипауэром, то можно пытаться использовать и их.

 

3. Еще раз проверяем, что система отстрела и дипауэра на новой планке удобна и понятна для вас.

 

4. Проводим тест планки с учетом всех необходимых правил безопасности (еще раз повторимся: безопасное место, желательно мелководье, быть готовым к непредвиденным обстоятельствам и потенциальному отстрелу кайта). Запускать кайт и тестировать такую планку должны только опытные райдеры!

 

Запускаем кайт. Устанавливаем на «12 часов». Испытываем кайт на быстроту реагирования, тяговые характеристики и прочие летные качества.  Изменением положения дипауэра добиваемся идеального пилотирования. Когда изменение дипауэра не позволяет этого достичь, пытаемся использовать узелки на креплениях кайтового купола.

 

5. Катаемся с новой планкой и с удовольствием, сэкономив деньги на покупке новой!

 

Ну и напоследок, памятка кайтеру: строение планки.

 

строение_планки