» Гидрофойл и Фойлбординг
Скорость всегда притягивала всех отчаянных спортсменов. И именно она толкает многих из них расширять ассортимент своего спортивного инвентаря, изобретая что-то новое, порой даже немыслимое для классического восприятия. Среди водных видов спорта этим изобретением, определенно, является гидрофойл и фойлборд, основанный на его действии.
Фойлборд (англ. «foilboard») – это доска, оборудованная особым подводным крылом, иногда сиденьем для спортсмена в задней части, и креплениями для ног. Эта доска предназначена для скоростного катания по воде за катером.
При возрастании скорости поднимается нос доски за счет появления подъемной силы подводного крыла, и фойлборд идет с небольшим дифферентом на хвост. Когда скорость в дальнейшем увеличивается, подъемная сила крыла тоже возрастает, и доска целиком выходит из воды. Благодаря уменьшению поверхности соприкосновения доски и воды (лишь крыло и стойка находятся в воде), сопротивление движению от воды и удары о кильватерные волны от катера снижаются, и получается развить более высокую скорость, тратя меньшую энергию на то, чтобы удерживать буксировочный трос.
При изменении угла перемещением центра тяжести, это подводное крыло способно обеспечить доске большую подъемную силу, такую, которая способна поднять райдера высоко над водой, что дает возможность совершать высокие прыжки.
Поэтому, для того, чтобы парить высоко на подводных крыльях, совсем не обязательно иметь мощный двигатель. Его может не быть совсем. В наши дни фойлски (водные лыжи с подводными крыльями, от английского выражения «hydrofoil ski»), фойлбординг, кайтфойлинг (то же самое, что и фойлбординг, но только катание не за катером, а за кайтом) и их множественные вариации – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений в водном спорте.
Если дословно перевести термин гидрофойл («hydrofoil») с английского языка, то его суть можно легко понять. Гидрофойл — это гидрокрыло, или подводное крыло. Гидрофойлами также могут называться суда, у которых есть подводные крылья. При движении это крыло дает гидродинамическую подъемную силу, поднимающую судно над водой, и снижая этим его трение о поверхность воды. Благодаря таким подводным крыльям, у различного типа судов развивается гораздо большая скорость, чем раньше. Обратимся немного к истории, чтобы попытаться разобраться, откуда появилось столь уникальное и мало похожее на что-то другое изобретение.
Считается, что Вальтер Вудвард, авиаконструктор из штата Массачусетс, был первым человеком, которому пришло в голову прикрепить к водным лыжам подводные крылья, это произошло в начале 1960-х. Сам Вудвард не катался на водных лыжах, поэтому знакомому спортсмену пришлось испытывать его изобретение. Кататься на этом новом снаряде казалось даже проще, чем на классических лыжах: езда стfла плавной, потому что поверхность лыж поднялась над волнами, и удерживать буксировочный фал теперь было легче из-за значительного уменьшения вибраций. Как и положено любому добропорядочному американскому изобретателю, Вудвард, совместно с экономистом Лукасом Эммануэлем, запатентовав эту новую конструкцию, открыл фирму, которая называлась «Cosmo Dynamics», с целью выпускать лыжи Dynaflite Hydrofoil серийно.
Foil Board Training from KiteTheBay on Vimeo.