» История создания кайта
Надувной кайт, похожий на гигантскую арку, с точки зрения аэродинамики, не имеет аналогов ни в мире живой природы, ни среди крыльев, придуманных людьми. И поэтому до сих пор их делают особые люди, руководствуясь большее интуицией, чем точными расчетами. А среди этих людей выделяются два брата из Франции Доминик Леганю и Бруно Леганю, которые, собственно, и придумали эту удивительную конструкцию.
Начало. Легенда
Сначала расскажем известную легенду. Доминик и Бруно Леганю росли на морском побережье Бретани – там, где каждый мальчишка умеет правильно обращаться с парусами. Начинали ребята в возрасте 10 лет с небольшого парусного ялика, на котором они впервые приняли участие в чемпионате юниоров во Франции. В течение следующих 10 лет братья попробовали большое количество яхт от соревнования к соревнованию, а в 1982 году решили завязать со спортом и ходить под парусом только в собственное удовольствие. Братья хотели осуществить давнюю мечту – отправиться в кругосветное путешествие на яхте – благо, своя океанская яхта у них уже была.
После неторопливого плаванья в течение года по разным океанам, братья Леганю бросили свой якорь у побережья Сенегала. Жизнь казалась прекрасной, море было волшебным, и большую часть времени Доминик и Бруно проводили, лежа в шезлонгах, обсуждая новые технологии производства парусов и вынашивая идею постройки необычной и скоростной яхты в будущем. Постепенно в своих обсуждениях они добрались до воздушных змеев.
К этой мысли их подтолкнуло изобретение их земляка Роланда Ле Бэйла – Bird Sail, что представляло собой что-то среднее между воздушным змеем и парусом для виндсерфинга. «Птичий парус» напоминал собою небольшой дельтаплан, который спортсмен должен держать в руках. Ле Бэйл, запатентовав свой парус-крыло в 1982 году, развернул даже производство. «Птичий парус» давал возможность спортсмену на обычной доске для виндсерфинга отрываться от поверхности воды и совершать полеты и высокие длинные прыжки. Но основным недостатком этого крыла было то, что данная конструкция не давала шанса использовать паруса большого размера. Смотря на спортсменов, пытающихся бороться с ветром при помощи Bird Sail, братьев осенила идея, как можно справиться с данным недостатком – нужно просто запустить крыло-парус в воздух, подобно всем известному воздушному змею. Эта идея так увлекла Доминика и Бруно, что братья прервали свое кругосветный заплыв и вернулись во Францию воплощать идею в жизнь.
Надо отметить, что никакого опыта ни в изготовления змеев, ни в управления ими у братьев тогда не было. Доминик и Бруно начали самостоятельно мастерить разные конструкции, потихоньку пытаясь понять принципы аэродинамики и ответить на самый главный вопрос – можно ли вообще плыть с кайтом против ветра? В качестве теста они использовали небольшой катамаран.
Первым, к чему пришли Доминик и Бруно, была двухстропная система управления. Первая планка управления являла собой палку длиной более метра с катушками с обоих торцов, на них наматывались стропы. Первый змей, у которого получилось сдвинуть катамаран с места, представлял из себя довольно причудливую этажерку из целых 12 кайтов, каждый был площадью всего 0,5 м2 . Маленькие змеи делались по технологии, схожей с технологией изготовления парусов для виндсерфинга, а форму им давали фибергласовые вставки-латы. Эта этажерка запускалась с неимоверными усилиями, довольно плохо управлялась, не давала возможности идти против ветра и просто тонула при падении в воду. Тогда братья сделали такой вывод: кайт должен быть один и довольно большого размера, и, чтобы не нырять за ним, необходимо прикрепить к нему баллоны с воздухом. А еще лучше будет заменить ими фибегласовые латы, которые давали кайту необходимую аэродинамическую форму.
Надувной самолет-крыло
И в октябре 1984 первый надувной кайт довольно успешно заменил братьям Леганю катер для водных лыж, поэтому в декабре они подали заявку на патент. Рассматривать сейчас этот патент довольно интересно – спортсмен на изображениях едет на маленьких водных лыжах. Годом позже появилась и доска от серфинга.
Братья сделали специальные маленькие водные лыжи и начали принимать участие в разнообразных состязаниях, которые у нас обычно называют «Весь мир сошел с ума». К примеру, в апреле 1985 года браться на «неделе скорости» во французском городе Брест выиграли «Изобретательский приз».
Однако изобретение братьев Леганю пока оставалось лишь забавным курьезом – крупные фирмы-производители были всецело поглощены мировым бумом на рынке товаров для виндсерфинга и совсем не обращали внимания на нетонущего змея. Кроме этого, первые прототипы кайта не позволяли идти против ветра и были пригодны разве что для буксировки водного лыжника или маленького судна по ветру.
Не успев сразу захватить рынок экстремальных видов спорта на воде, братья Леганю попытались продать свое новшество военным или спасателям, неоднократно демонстрируя запуск змея из лодки. Но чиновников эта новая технология тоже не вдохновила.
Однако братья не сдавались и продолжали постоянно совершенствовать свою конструкцию, и в итоге придумали каноническую модель двухстропного кайта – Wind Para Inflatable Aircraft, или, сокращенно, Wipikair. Почти все нынешние надувные двухстропные кайты являются его копией.
В 1997 году изобретатели основали первую в мире кайтсерфинговую фирму Wipika и произвели первый в мире серийный надувной кайт – он назывался Wipika Classic. И буквально через полгода в мире произошла кайтомания – братья Леганю не успевали выдавать всем лицензии на свое изобретение.
Четыре стропы
Двухстропный классический кайт управляется способом перекоса: тянешь планку в левую сторону – левый край купола идет вниз, и вместе с ним сам кайт. Потянешь вправо – кайт пойдет вправо. Эта схема простая и всем известная – таким образом управляются парашюты, парапланы и зимние кайты-парафойлы, являющиеся теми же самыми парапланами. Но изюминкой Wipika стала довольно необычная форма в виде арки, что позволяло перезапускать кайт, упавший на воду. Ничего похожего до братьев Леганю никто не еще придумывал. Один этот факт уже превращал их в легенду. Но братья не стали остановиливаться на достигнутом. Почти одновременно с основанием своей компании, 25 апреля 1997 года, братья запатентовали еще одну, далеко не очевидную, штуку – четырехстропную систему управления. Эта система позволяла управлять не способом перекоса, а изменением в положении задней кромки кайта. Кроме того, эта патентованная система управления давала шанс управлять и тягой, легко меняя угол атаки крыла.
Уже довольно давно компания Wipika принадлежит другим людям, но, тем не менее, все современные надувные кайты основаны именно на этих двух патентах братьев Леганю.